Содержание
Гонки на автомобилях — одна из самых неоднозначных спортивных дисциплин. Одни заявляют, что это очень опасно, другие приходят на гоночную трассу за адреналином и зрелищами. В статье познакомимся с одной из самых скоростных автогонок, под названием формула 1, и разберем что это за вид спорта и в чем его особенность.
Что такое Формула 1
Итак, из представленной информации в Википедии, можно сделать следующий вывод: Формула 1 (F1) представляет собой высший класс международных гонок для одноместных болидов с открытыми колесами, которые достигают скорости более 300 км/ч. Самый престижных и зрелищный вид автоспорта в котором команды Ф1 тратят миллионы долларов на разработку и производство своих гоночных машин.
Формула 1 — краткая история возникновения
Корни этого вида автогонок тянутся от двадцатых — тридцатых годов прошлого века, из Европы, где проходили регулярные Гран-при на самых быстрых автомобилях того времени. До начала Второй Мировой войны это было самое популярное и скоростное европейское первенство.
Новая история F1 началась в 1946 году, когда Международной Автомобильной Федерацией (FIA) были разработаны единые правила касаемо технической составляющей спортивных машин.
В 1950 году впервые прошел Чемпионат мира по автоспорту, в котором отдельной категорией были выделены гонки Формулы-1. До конца 50-х годов 20 века оценивалось только мастерство пилотов (личный зачет), но в 1958 году FIA учредила международный кубок конструкторов, и стали награждать всю команду победителя.
С 1970-х годов по настоящее время Ф1 продолжает развиваться, и на трассах появляются все новые болиды с более мощными двигателями и улучшенной аэродинамикой.
Трасса и экипировка
Как было отмечено ранее, гонки F1 проходят на специально подготовленных автодромах длиной от 3 до 7 километров. Это асфальтовое ровное полотно шириной 13 -15 метров, имеющее по обеим сторонам ограждения (барьеры) для безопасности зрителей и автогонщиков.
Экипировка гонщиков должна защищать его от травм, а также обязательно иметь огнеупорные свойства. Ниже представлен перечень одежды:
- Защитное белье. Это кофта с длинным рукавом (лонгслив), кальсоны, носки и подшлемник из специального огнестойкого материала Номекс, которые защищают кожу в случае возгорания болида.
- Специальный защитный шлем из 17 слоев углеволокна, имеет внутреннюю обивку Nomex и забрало из огнеупорного поликарбоната.
- Поддержка головы и шеи (HANS) из углепластика. Надевается на плечи гонщика и крепится к задней части шлема кевларовыми ремнями. Предотвращает переломы шеи.
- Комбинезон. Изготавливается индивидуально из огнестойкого волокна Номекс. Способен выдержать температуру 800 градусов, но по истечению 12 секунд, он начинает терять свои свойства. Поэтому гонщику нужно в течении 30 секунд покинуть область возгорания.
- Ботинки. Выполняются на заказ, индивидуально для каждого пилота Ф1, по технологии сшивания различных материалов в одно целое. В данном случае это кожа кенгуру и NOMEX, подошва выполнена из нескользящей резины.
- Удлиненные перчатки с антискользящими накладками для лучшего хвата руля. Шьются также индивидуально, материалы те же — двухслойный Номекс и кожа.
Болиды для Формулы 1
Выше, мы ответили на вопрос, что это такое — формула 1, теперь расскажем какой спорткар нужен для этого вида автоспорта.
Болиды, являются одними из самых технологически продвинутых автомобилей в мире. Они имеют мощные двигатели, которые развивают скорость авто более 300 км/ч, и улучшенную аэродинамику, которая позволяет им ездить и входить в повороты на высоких скоростях.
Каждая команда состоит из инженеров и механиков, которые работают над улучшением автомобилей и подготовкой их к гонке.
Болид состоит из:
- Монокок, это его основа, на которую крепятся все части автомобиля. Для его изготовления применяется карбон и весит он около 35 килограммов.
- Корпус с передним и задним антикрыльями, выполнены из углепластика.
- Кокпит с одним местом для сиденья с шеститочечными ремнями безопасности. Оборудуется защитной клеткой и обручем Halo из авиационного титана.
- Силовая установка, состоит из: турбированного двигателя мощностью не более 850 л.с., рекуператоров кинетической и тепловой энергии (MGU-K и MGU-H), батареи и управляющей электроники. Вес ее составляет приблизительно 145 килограммов.
- Четыре открытых колеса вынесены за пределы корпусных частей. Для изготовления дисков применяется магниевый сплав. Шины имеют размеры 245/55/R13 для передних и 325/45/R13 для задних колес.
- В автомобиле установлена система удаленного контроля, позволяющая механикам следить за состоянием машины и передавать информацию водителю.
- Топливный бак, изготавливается из резины и армируется пара-арамидным волокном (кевлар). Имеет объем до 230 литров.
Допустимая ширина болида до 2 метров, длина около 5 метров, минимально допустимый вес — 733 килограмма (в не заправленном состоянии).
Формула 1 — правила соревнований
К участвующим командам, пилотам и техническому оснащению спорткара предъявляются жесткие требования согласно регламенту FIA. Команды имеют от двух до четырех гонщиков, которые участвуют в сезоне чемпионата. Суть гонки заключается в том, чтобы максимально быстро проехать определенную протяженность трассы и пересечь первым финишную линию последнего круга.
Длина маршрута для заездов Гран-при в чемпионате 260-308 километров в зависимости от автодрома принимающей страны.
Каждый болид проходит тщательную проверку перед стартом гонки, чтобы убедиться, что он соответствует правилам и безопасности.
Во время заезда пилоты должны соблюдать определенные правила, например, запрещается неспортивное поведение и нарушать правила обгона. Если гонщик нарушает правила, он может получить штрафное время или быть дисквалифицирован.
Свободный заезд
Перед основной гонкой автогонщики должны пройти свободный заезд, для ознакомления с трассой и настройки своего болида. Он проходит три дня (с пятницы по воскресенье) и включает в себя три заезда (два по 1 часу 30 минут и один часовой):
- Пятница — утро, с 10.00 до 11.30.
- Суббота — день, с 14.00 до 15.30.
- Воскресенье — полдень, с 11.00 до 12.00.
Квалификация
Она играет роль жеребьевки позиций в стартовой решетке перед началом основной гонки и проводится в субботу с 14.00 до 15.00. Включает в себя 3 заезда по 18, 15 и 12 минут с перерывами (9 и 6 минут) между ними. Количество кругов не имеет значения (за отведенное время гонщики могут проехать весь автодром один, два или три раза), здесь фиксируется самое лучшее время прохождения одного круга.
- В первом (18 минут), участвуют все пилоты Ф1, а проходят в следующий заезд 15 самых быстрых гонщиков, остальные выбывают и займут позиции с 16 места стартовой решетки.
- Во втором (15 минут) принимают участие 15 автогонщиков с первого заезда и определяется 10 пилотов с лучшим временем. Остальные также выбывают и места на старте основной гонки у них будут с 11 по 15.
- В третьем (12 минут) стартуют 10 лучших гонщиков с предыдущего заезда, где определяется их последовательность построения с первой по десятую позицию стартовой решетки перед основной гонкой, согласно своим временным значениям.
Гонка
Проводится в воскресенье. Автомобили выезжают из своих боксов за 30 минут до старта. В течении 25 минут, пилоты, механики и представители команд еще раз проверяют техническую часть и готовность к началу гонки. Автогонщик обязан проехать прогревочный круг для проверки всех систем болида, а также прогрева шин и тормозов. После всех процедур пилот занимает место на стартовой решетке, согласно результатам квалификации и представители команд должны покинуть трассу.
Когда все болиды заняли свои места, стартер подает сигнал пяти секунд, и поочередно загораются парные красные огни светофора. После того как они одновременно погаснут, начинается старт.
Гонка имеет временной лимит (не дольше 2-х часов). Если лидирующий гонщик в виду например, большого количества “медленных” поворотов, не успевает за 2 часа доехать до финиша, то Гран-при останавливается. При этом круг, на котором он находится, будет считаться последним.
Также гран при могут приостановить на некоторое время, которое будет добавлено к двум часам. Это может быть из за выставленных красных флагов или выезда на автодром пейс-кара (машины безопасности). Они сигнализируют о плохих условиях на трассе (серьезная авария, ливень или туман). Но здесь тоже есть ограничения, общее время гонки не может превышать более 3-х часов. Из за этих же факторов ее могут и остановить. Так в Малайзии во время автогонки 2009 года начался сильный ливень и Гран-при пришлось остановить. Победителем тогда стал Дженсон Баттон, он проехал 31 круг вместо 56, за 55 минут 30 секунд.
Во время гонки, согласно регламенту болид может останавливаться неограниченное количество раз на пит-стоп, для замены шин или перенастройки электроники.
Победителями Гран-при становятся 3 команды, чьи пилоты показали лучшие результаты на финише.
Польза и вред
Данный автоспорт подходит не для всех. Если вы прочли первую часть статьи, то можете сделать вывод о дороговизне этого увлечения.
Главный минус Формулы-1 это высокий риск получить травму различной тяжести при возгорании автомобиля или столкновении на большой скорости. Тем не менее современные системы безопасности позволяют автогонщикам минимизировать этот риск.
Польза заключается в повышении скорости реакции, умении сохранять «трезвую» голову и принимать решения буквально за секунды. К тому же навык аварийного вождения может стать полезным в жизненных ситуациях.
Для детей существуют бесплатные занятия схожим видом автоспорта — “Картинг”, при областных ДОСААФ. Ознакомится с расписанием занятий и перечнем необходимой экипировки можно онлайн на официальном сайте ассоциации.
Судейство
В состав стюардов контролирующих правила проведения гонок и принимающих решения спорных вопросов на трассе, входят судьи, которые занимают различные должности и выполняют различные функции. Итак, судейский состав Ф1 состоит из:
- Директор гонки. Руководитель, ответственный за подготовку автодрома, контролирует правомерность действий всего состава стюардов и техническое оснащение трассы, пилотов и болидов. Самый главный человек на Гран-при.
- Race control или контролер автогонки. Следит за ее ходом с экрана, доводит всю информацию до ответственных лиц на трассе. Решает вопросы о задержках на пит-стопах, приостановке гонки и дисквалификации за нарушение правил.
- Стартер. Отвечает за своевременную подачу стартовых сигналов для автогонщиков.
- Судья финишного сектора. Фиксирует время на финише и подает сигналы клетчатым черно-белым флагом о завершении гран при.
- Коллегия спортивных комиссаров — высший судейский орган, который принимает все окончательные решения в спорных ситуациях. Иногда их вмешательство требуется, если замечено грубое нарушение правил или во время гонки произошел неприятный инцидент с болидом.
- Маршалы. Это наименование судей на трассе. Вся дистанция разделена на участки, который обслуживает маршал. Они могут помочь участникам Гран-при в чрезвычайной ситуации, либо показать флаг свидетельствующий о нарушении. Подчиняются контролеру автогонки и передает ему всю информацию по радиосвязи.
- Стюард в зоне пит-лейна. Контролирует время проведенное на пит-стопе.
Для того чтобы зрители смогли увидеть online трансляцию прямого эфира задействован технический персонал по информационному обеспечению.
Турниры Формулы 1
Начнем с того, что в программу Олимпийских игр Формула-1 не входит. Федерация несколько лет пытается решить вопрос о включении его в О.И. с Международным Олимпийским комитетом, но на данный момент безрезультатно.
Чемпионат мира — это не одно Гран-при, их может быть от 20 до 24. За каждую гонку команде и пилоту начисляются очки, по сумме которых выявляется победитель (общий зачет). Количество гонок идущих в зачет определяются в начале сезона. Организатор — Международная автомобильная федерация (FIA).
Все Гран-при формулы 1 и когда они проходят
Чемпионат Мира проводится ежегодно, сезон начинается в марте, заканчивается в ноябре-декабре. В сезоне 2024 года он соберет рекордное количество Гран-при на 24 автодромах по всему миру.
Топ 5 прославленных автогонщиков мира
Рейтинг самых знаменитых пилотов Формулы-1.
- Михаэль Шумахер (Германия) – родился в 1969 году в Хюрт-Хермюльхайме. Один из самых успешных гонщиков Ф1 в истории. Он выиграл 7 чемпионатов мира и 91 гран-при. Шумахер начал свою карьеру в 1991 году и сразу же показал свой талант, победив в первой гонке своей карьеры. Выступал за команды Benetton и Ferrari, где доминировал в течение многих лет. Он завершил свою карьеру в 2012 году.
- Айртон Сенна (Бразилия) – родился в 1960 году в Сан-Паулу. Легендарный гонщик, который выиграл 3 чемпионата мира и 41 гран-при. Он начал свою карьеру в 1984 году и выступал за команды Toleman, Lotus, McLaren и Williams. Сенна был известен своими невероятными навыками в управлении машиной и своей страстью к автоспорту. Он погиб в 1994 году во время Гран-при в Имоле.
- Льюис Хэмилтон (Великобритания) – родился в 1985 году в Хартфордшире. Британский пилот Ф1, который выиграл 7 чемпионатов мира и 103 гран-при. Он начал свою карьеру в 2007 году и выступает за команды McLaren и Mercedes. Впервые за всю историю гонок смог выиграть 100 этапов Формулы-1.
- Себастьян Феттель (Германия) – род. в 1987 году в Хеппенхайме. Немецкий гонщик, который выступает за команды Red Bull Racing и Ferrari. Он выиграл 4 чемпионата мира и 53 гран-при. Начал свою карьеру в 2007 году и сразу же показал свой талант, заняв третье место в гонке США. Он стал чемпионом мира в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах благодаря своим навыкам в управлении машиной и стратегии гонки.
- Ален Прост (Франция) – родился в 1955 году в Сен-Шамоне. Французский гонщик, который выступал за команды McLaren, Williams и Ferrari. Он выиграл 4 чемпионата мира и 51 гран-при. Прост начал свою карьеру в 1980 году и быстро стал одним из лучших пилотов Формулы 1 своего времени. Он стал чемпионом мира в 1985, 1986, 1989 и 1993 годах, показав свой талант и мастерство на трассе.